Вчера удалось протестировать М12 от ЦКАД до Дивеево (394-й км), ну и ранее несколько раз ездил МКАД-ЦКАД. Тему стоимости не касаюсь, тут каждый сам для себя решает, стоит оно того или нет.
Начну с плюсов:
1. Теперь реально съездить в Дивеево 1 днем.
2. Появился новый телепортатор до Казани.
3. Есть разгрузка М7.
4. Можно доехать Москва-Владимир без пробок.
Минусы:
1. Сказываются рекордные темпы строительства, местами подушка дороги просела, где-то уже исправили, где-то пока знаки ремонтных работ и ограничения скорости.
2. На участке МКАД -А108 на центральном отбойнике нет светоотражающих элементов. Доводилось ездить в темноте, когда свет не работал, левый габарит очень некомфортно контролировать из-за этого (зимой особенно актуально, когда разметка под слякотью). На М11 стоят светоотражающие элементы на бетонном отбойнике.
3. Сэкономили на центральном отбойнике от А108 и далее, отбойник низкий одинарный, ночью будет слепить встречка, только на нескольких участках в Московской области установлены пластинки против ослепления (надеюсь, что сделают на всем протяжении). В итоге, если по М11 можно смело выезжать Мск-Спб или наоборот для преодоления всей дистанции на темноте, то М12 к этому не располагает, ИМХО.
4. Местами есть многокилометровые участки со слишком узкой обочиной. Если легковушка притрется вплотную к отбойнику, то все равно вылезает в правую полосу. В других местах ширина обочины как на М11, т.е. на грани и до европейских автострад не дотягивает.
5. Навигация. Указатели расстояний дают слишком мало информации- всегда максимум 2 населенных пункта указаны. При съезде на Дивеево на указателе Дивеево нет, хотя даже в тарифах этот съезд на Дивеево. При съезде на Муром зачем-то указана М7, но не указан Гороховец, что было бы логичнее. Но с навигацией у Автодора почти на всех трассах беда (ЦКАД вообще рекордсмен в этом плане).
6. На участках по 2 полосы в каждую сторону висит знаков переменной информации на 3 полосы. Я не оценил смысл такого распила бюджета, при том что расстояние между опорами не позволяет расширить дорогу с 2 до 3 полос в каждом направлении.
7. Есть неочевидные участки с сильными порывами бокового ветра, предупреждающих знаков и защитных конструкций нет.
8. За 320 км пути встретился только 1 экодук, так что на диких зверей трасса повлияет.
9. Много зайцев (народ закрывает номера). На ЦКАДе не встречал такого, а это значит, что те, кто платит, оплачивает и зайцев.
10. Площадки для остановки существенно реже, чем на М11.
11. Зачем-то поливалки мыли обочину, ехав со скоростью 40 км/ч в правом ряду, что создает опасность на скоростной трассе.
12. Уровень безопасности движения на участке А108 и далее ощутимо ниже, чем на М11. Участок МКАД-А108 соответствует по безопасности движения М11.
Вне зачета: Не понимаю, зачем сделали мачты освещения с каждой стороны дороги, а не по середине как на М11, так и столбов было бы в 2 раза (или на 16 000 штук) меньше. При этом при расширении дороги столбы не нужно переносить, когда столбы по центру. Думаю, если бы не было лишних знаков переменной информации и столбов, то дорога была бы дешевле на несколько миллиардов, и можно было бы сделать проезд по ней дешевле.
Отдельно про ситуацию с АЗС. Мое мнение, что ситуация с АЗС лучше, чем на М11, действительно большие АЗС (на 16 колонок) с длинными карманами, чтобы пробка не выходила на трассу. На информационных табло висит информация о расстоянии до 2 ближайших АЗС (на 2 табло забыли про 1 АЗС). ИМХО лучше такую информацию размещать на стационарных знаках, как делают в Европе, сразу размещая информацию о сервисе на МФЗ (пункт питания, туалет, заправка, душ и т.д.).
По поводу загруженности - 1 мая в 9-30 утра в сторону области я был единственным на АЗС, 1 мая в промежутке с 16-00 до 18-30 в сторону Москвы на каждой АЗС были довольно большие очереди - около 10 машин на каждую колонку и потом общий хвост от 20 до 50 машин, ну то есть полчаса - час можно легко потерять. Мой вывод - для рабочего движения АЗС сейчас хватает, в дни пиковых нагрузок - нет, но также нужно понимать, что дорога сейчас несильно загружена, потому что новая. Дальше трафик будет увеличиваться, если тарифу не задерут. Если на маршруте добавят еще 4-5 МФЗ с 2 сторон, то это должно улучшить ситуацию, но не решит ее полностью. Ну и нужно понимать, что нельзя сделать слишком много заправок, поскольку бизнес не может оплачивать простой в будни только ради того, что на праздники люди не стояли в очередях. Тут вопрос культуры оплаты нужно прорабатывать и навигации (в Германии и Польше ставят указатели на заправки, если нужно съехать с автобана, но они рядом, возможно здесь стоит сделать также + отремонтировать дорогу до заправки). На М11 реально спасает ситуацию старый обход Твери на М10, на котором очень много заправок. Думаю, когда запустят обход Твери М11, и трафик пойдет по нему, то ситуация ухудшится.